«ВО ФЛАГМАНСКИХ ЦЕНТРАХ БУДУТ РАБОТАТЬ ЛУЧШИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ»

В столице продолжается масштабная программа подбора и обучения сотрудников флагманских центров, которые создаются на базе шести крупнейших городских стационаров. Об основных направлениях подготовки специалистов, подходах к совершенствованию профессиональных навыков и компетенций у медицинского персонала рассказал заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Андрей Старшинин.

– Андрей Викторович, расскажите, что включают образовательные программы и тренинги для сотрудников флагманских центров больниц.

– Работа во флагманских центрах больниц построена по новому стандарту оказания экстренной помощи, важнейшими принципами которого являются пациентоориентированный подход и создание максимально комфортных условий для пациентов и работы персонала. В этих медицинских организациях все продумано до мелочей для оказания неотложной помощи: и логистика, и планирование помещений, и оснащение самой современной техникой. Безусловно, реализация проекта подобного масштаба невозможна без всесторонней подготовки специалистов. Поэтому для будущих сотрудников флагманских центров больниц был разработан целый ряд программ и тренингов по повышению квалификации, учитывающих специфику работы таких стационаров.

Это обучение направлено на совершенствование практических навыков по непосредственной специальности, а также на развитие компетенций, необходимых всем категориям сотрудников. Всего было разработано более 70 образовательных программ и тренингов, включая использование современных цифровых сервисов в здравоохранении, формирование коммуникативных навыков и работы в команде, общение с пациентом в стрессовой ситуации, организацию медицинской помощи во флагманском центре больницы и многое другое.

Стоит отметить, что специализированные программы дополнительного профессионального образования, разработанные для врачей флагманских центров больниц, прошли аккредитацию в системе непрерывного медицинского образования, и после их успешного завершения специалист получает соответствующее число баллов НМО.

– Кто принимал участие в разработке программ?

– В команду разработчиков вошли главные внештатные специалисты Департамента здравоохранения города Москвы по соответствующим направлениям, заместители главных врачей по ургентной помощи и практикующие врачи столичных больниц, на базе которых будут открываться флагманские центры. Программы для среднего медицинского и немедицинского персонала разрабатываются медицинскими колледжами столицы при участии ведущих специалистов сестринского сообщества.

– Обучение специалистов проходит по отдельным блокам?

– Для врачей и среднего медицинского персонала предусмотрены образовательные программы непосредственно по их специальностям. Некоторые тренинги являются обязательными для всех, будь то врач, медицинская сестра, администратор или сотрудник хозяйственных служб. Это, например, профилактика падений пациентов, методы оценки болевого синдрома, коммуникативные навыки и др.

Специалисты на практике отрабатывают как узкопрофессиональные навыки, так и отдельные аспекты нового стандарта экстренной помощи. В основу всех программ заложены четкие алгоритмы. Специально для флагманских центров врачами-экспертами были сформированы алгоритмы действий по типовым случаям обращений за экстренной помощью. В них детально расписаны все выполняемые персоналом функции и их последовательность в зависимости от повода обращения и профиля медицинской помощи.

Врачей обучают действиям в самых частых ситуациях, при которых требуется экстренная помощь: это и проведение сердечно-легочной реанимации, первичная диагностика отравлений, особенности оказания помощи при ожогах и обморожениях, лечение ран и раневой инфекции, ультразвуковое исследование в диагностике неотложных состояний, аспекты неотложной трансфузиологии и др. Во время занятий идет отработка командного взаимодействия медиков друг с другом, чтобы медицинская помощь пациенту, поступившему в экстренном порядке, была оказана как можно быстрее. Учитываются мельчайшие детали: с какой стороны подойти к пациенту, как подать инструмент, по какому маршруту направить пациента и т. д.

работа с манекеном..jpg

Врачей обучают действиям в самых частых ситуациях, при которых требуется экстренная помощь 

– Осуществляется ли какая-то дополнительная подготовка специалистов с учетом специфики работы во флагманском центре?

– Безусловно. Все сотрудники флагманских центров больниц пройдут дополнительную подготовку по формированию коммуникативных навыков, общению с пациентом в стрессовой ситуации. Обучение немедицинского персонала подобным навыкам тоже важно, поскольку от каждого сотрудника зависит, насколько комфортно будут чувствовать себя пациенты во флагманском центре больницы. К примеру, в рамках тренингов по решению и предотвращению конфликтных ситуаций сотрудников обучают определению причин и этапов развития конфликтов, а также тому, как их успешно прекратить. Также большое внимание уделяется действиям в нестандартных ситуациях, благодаря чему, столкнувшись с похожим случаем в реальной жизни, врачи смогут оказывать медицинскую помощь максимально эффективно.

И конечно, обучение включает программы по использованию современных цифровых сервисов, применяемых в медицинских организациях Москвы. В частности, разработаны тренинги для врачей и руководителей приемных отделений по совершенствованию навыков работы в Клинической информационной системе (КИС) ЕМИАС. Это специальный модуль системы, предназначенный для стационаров, благодаря которому врачи и другие специалисты в рамках своей компетенции могут в режиме реального времени получать всю необходимую информацию о пациенте, начиная с первичных данных, собранных бригадой скорой помощи. Работа с этой системой имеет свою специфику применительно к флагманским центрам больниц, поэтому уверенное взаимодействие с ней самым непосредственным образом влияет на эффективность оказания медицинской помощи пациенту.

– На каких площадках и в каком формате проводится обучение?

– Обучение специалистов проходит в разных форматах и на разных площадках. Предусмотрены как дистанционные занятия, так и очное обучение. Занятия проходят в формате тренингов в небольших группах – по 8–10 человек. Важно, что в качестве преподавателей привлекаются именно практикующие врачи, которые обладают большим опытом работы по своей специальности. Также в обучающем процессе задействованы преподаватели ведущих медицинских вузов и врачи столичных стационаров, в которых создаются флагманские центры больниц.

В зависимости от специальности будущие сотрудники флагманских центров больниц обучаются на площадках Кадрового центра Департамента здравоохранения города Москвы, ряда медицинских колледжей, а также на базе стационаров, где строятся или уже работают флагманские центры больниц. Кроме того, обучение проходит в Научно-практическом клиническом центре диагностики и телемедицинских технологий.

– Сколько специалистов уже прошли обучение? На какой период рассчитана программа?

– Проект находится в активной стадии развития. Два флагманских центра: в Городской клинической больнице имени В. В. Вересаева и НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского – уже начали прием пациентов, запланированы к открытию еще четыре флагманских центра в крупных стационарах города.

Разработка программ продолжается, и обучение ведется в непрерывном режиме. Более того, часть образовательных программ, разработанных для обучения сотрудников флагманских центров больниц, мы уже начали тиражировать на стационарную сеть города. В частности, тренинг «Профилактика падений пациентов», разработанный для сотрудников флагманских центров больниц, в настоящее время проводится для врачей других стационаров столицы.

Это уникальный проект не только для Москвы, но и России в целом. В настоящее время продолжается прием заявок от специалистов, желающих работать во флагманских центрах больниц. Заполнить анкету для трудоустройства кандидаты могут на сайте командапервых.москва.

Анастасия Камашева, заместитель руководителя Кадрового центра Департамента здравоохранения города Москвы