В Москве разработаны и внедрены в практику клиентские пути в онкологии — алгоритмы маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями. Как выглядит путь пациента от момента подтверждения диагноза до окончания лечения и как организована маршрутизация больных в стационаре, рассказывает заместитель главного врача по медицинской части Городской клинической онкологической больницы № 1 Департамента здравоохранения города Москвы Сергей Партс.
Важнейшая задача в онкологии, решение которой прямо влияет на результат лечения, — провести диагностику и начать лечение в оптимальные сроки. В реальной клинической практике при выявлении подозрения на опухоль у пациента возникает ряд вопросов, требующих ответа: какие обследования нужны для уточнения диагноза, как попасть к нужному специалисту, как не потерять драгоценное время? Ответить на эти вопросы как раз и призвана так называемая система маршрутизации онкологического пациента.
В столице по инициативе и под руководством Правительства Москвы разработан и реализован абсолютно новый подход к маршрутизации в онкологии, получивший название «Клиентские пути». Этот подход объединяет важнейшие аспекты:
-
полный перечень специалистов, которые участвуют в обследовании пациента с подозрением на злокачественное новообразование,
-
последовательность этапов обследования,
-
необходимый и достаточный объем обследования на каждом этапе,
-
сроки, которые требуется соблюдать.
Объединение ответов на все эти непростые вопросы в виде схемы «бесшовной» передачи пациента от этапа к этапу — это и есть клиентские пути. Конечно, для каждой опухоли необходим свой, отдельный вариант клиентского пути. Поэтому в разработке участвовали ведущие онкологи Москвы, специалисты в различных областях, профилях специализированной помощи. Так, сотрудники нашей больницы занимались клиентскими путями при опухолях кожи, органов головы и шеи, щитовидной железы. Все предложения рассматривались коллегиально, совместно представителями всех онкологических больниц, уточнялись и дорабатывались детали, вносились изменения. Сегодня реализация клиентских путей — организационная основа оказания онкологической помощи в Москве.
Клиентские пути условно можно разделить на два этапа. Первый начинается с момента подозрения на опухоль на стадии городской поликлиники до проведения мультидисциплинарного онкологического консилиума в центре амбулаторной онкологической помощи, где принимается решение о тактике лечения. Второй этап начинается с реализации выработанного плана лечения — хирургического, лучевого, лекарственного — в онкологическом стационаре и заканчивается назначением диспансерного наблюдения за пациентом, снова в центре амбулаторной онкологической помощи. Поэтому очень важно обеспечить преемственность в работе амбулаторного и стационарного этапов онкологической помощи.
Уже в ходе онкологического консилиума есть возможность сформировать направление на госпитализацию в профильное отделение, если принято решение о необходимости лечения. Также это можно сделать на приеме врача-онколога ЦАОП. Задача заведующих стационарными отделениями и приемным покоем по формированию плана госпитализации решается в Единой медицинской информационно-аналитической системе. Далее пациент приглашается на конкретную дату для оформления в стационар и начала лечения. Процесс лечения организован в строгом соответствии с клиническими рекомендациями, которые основаны на медицинских технологиях, доказавших свою эффективность. Москва — первый регион в нашей стране, полностью перешедший на лечение онкологических пациентов на основе доказательной медицины.КЛИЕНТСКИЕ ПУТИ ОХВАТЫВАЮТ ВСЕ ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ОНКОЛОГИЧЕСКИМ ПАЦИЕНТАМ — НАЧИНАЯ С ПОДОЗРЕНИЯ НА ОПУХОЛЬ И ЗАКАНЧИВАЯ ДИСПАНСЕРНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ
Важно напомнить, что после завершения специального лечения пациент подлежит диспансерному наблюдению. Это необходимо, чтобы своевременно выявить признаки прогрессирования опухоли, провести обследование и при необходимости назначить лечение. Особенно актуально наблюдение в первые два года после завершения лечения, поэтому в течение первого года посещения онколога проходят один раз в квартал, в течение второго — один раз в полугодие. Начиная с третьего года контрольное обследование имеет другую периодичность — один раз в год. Процесс диспансерного наблюдения также прописан в клиентских путях.
Таким образом, московский стандарт онкологической помощи, в основе которого лежат клиентские пути, охватывает все этапы оказания помощи онкологическим пациентам — начиная с подозрения на опухоль и заканчивая организацией диспансерного наблюдения.