Направленный на развитие исследовательских компетенций и критического мышления у специалистов первичного звена проект «Научная лаборатория: Московская поликлиника» прошел проверку временем и был признан самым успешным проектом столичного здравоохранения по развитию компетенций.


Привлечение к научной деятельности врачей первичного звена

Эволюционное развитие системы столичного здравоохранения предопределяется уровнем профессиональной подготовки специалистов, наличием исследовательских компетенций для реализации прорывных проектов трансформации первичного звена в городе. У каждого столичного врача есть свои наработки, свой опыт, который наверняка представляет интерес для соратников по цеху. А значит, буквально каждый специалист-практик может стать активным участником развития медицинской науки. Для того чтобы врачи могли интерпретировать и представлять результаты своей работы, им нужны определенные инструменты, навыки и компетенции.

В 2021 году по инициативе заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Андрея Старшинина и при поддержке заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой был инициирован проект «Научная лаборатория: Московская поликлиника» с целью развития критического мышления и исследовательских компетенций у врачей первичного звена столичного здравоохранения. Операторами проекта стали Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента и Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы.


Первый сезон. Начало. Образовательный курс состоял из 40 лекций, которые выходили раз в неделю и охватывали вопросы методологии проведения научного исследования, правил написания статьи, выбора журнала для публикации и публикационной этики.

Второй сезон — расширение и развитие проекта. В структуру второго сезона вошли два блока: интенсивный образовательный курс «Трансформация: индивидуальная траектория профессионального развития врача» и практико-ориентированный курс «Акселератор идей», куда вошли треки «Наука», в рамках которого участники изучали инструменты проведения научных исследований и правила подготовки научных публикаций, и «Сервис-дизайн», посвященный стандартам медицинского обслуживания.


Методология развития исследовательских компетенций у врачей первичного звена

С 2021 по 2023 год прошло три сезона проекта, а летом 2024 года стартовал 4-й сезон. С самого начала проекта проводится постоянный анализ и оценка результатов и обратной связи от участников, чтобы максимально соответствовать их ожиданиям и удовлетворять меняющиеся потребности. Каждый сезон методологический подход проекта изменяется, дополняется и улучшается. Уникальность конструкции проекта позволяет врачам развивать критическое мышление и исследовательские компетенции, управлять своим профессиональным ростом, при этом обучаясь в удобном онлайн-формате, и таким образом максимально комфортно совмещать клиническую практику и научную деятельность. Возможность прямой коммуникации с клиническим наставником и куратором отмечается участниками как одна из сильных сторон проекта.

Проект проводится в очно-заочном формате. Присоединиться можно в любое время, все материалы сохраняются в личном кабинете участника. В первом сезоне упор был сделан на всеобъемлющую подачу только теоретического материала. В структуре второго сезона кроме образовательного теоретического курса был добавлен практический курс по двум трекам: «Наука», в котором участники под руководством персональных наставников готовили программы научных исследований, ставшие основой для их научных публикаций, и «Сервис-дизайн», который был посвящен вопросам внедрения технологий на рабочем месте, формулированию наиболее эффективных идей по совершенствованию деятельности медицинской организации.

В 3-м сезоне появился обширный депозитарий курсов по разным направлениям, специально разработанных с учетом запроса и потребностей целевой аудитории, были добавлены домашние задания для участников, а также в каждом треке появился куратор, который помогал участникам с практической работой. Чтобы участие в проекте стало максимально полезным для специалистов с разным опытом научной деятельности — от тех, кто только делает первые шаги, до опытных врачей-исследователей, было разработано 5 треков, по прохождении которых участники оформили и представили руководителям проекты по улучшению в своей организации, разработали дизайн исследования и стандартную операционную процедуру для своей организации, подготовили рукопись научной статьи и свою персональную дорожную карту проведения диссертационного исследования и защиты диссертации.


Третий сезон. Основываясь на анализе результатов уже двух сезонов, в структуру третьего сезона были внесены существенные изменения, включена практическая работа, добавлена обширная научная библиотека, появились кураторы для индивидуальной работы с участниками и уникальный трек «Написать диссертацию». Этот трек реализовывался при непосредственном участии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального  образования Минздрава России».

Продолжается четвертый сезон. С самого начала проекта одним из активных членов команды проекта и его спикером был главный врач консультативно-диагностической поликлиники № 220 ДЗМ, д.м.н., главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи ДЗМ Андрей Тяжельников, чьей поддержкой и мнением мы очень дорожим и гордимся. По его мнению, участие специалистов первичного звена столичного здравоохранения в проекте «Научная лаборатория: Московская поликлиника» помогает выработать концепцию исследовательской работы в поликлиниках и систематизировать объем работы врача поликлинического звена и полученные в ходе реализации проекта знания для их последующего применения.


В рамках 4-го сезона проекта впервые для врачей первичного звена столичного здравоохранения, которые имеют научные публикации, выступали с докладами на научных мероприятиях или подготовили научную рукопись, проводится конкурс научных достижений «Лидер исследователей в первичном звене». Участников ждет серия мотивирующих интервью с врачами поликлиник, которые успешно совмещают научную деятельность и практическую работу, а также обу­чающий курс «Наука каждому врачу», целью которого является содействие участникам в определении тематического направления научно-исследовательской деятельности на рабочем месте, планировании и организации работы, оформлении и представлении результатов своей научно-исследовательской деятельности.

Высокая оценка проекта как Департаментом здравоохранения города Москвы, так и участниками, говорит о сформированной потребности в развитии критического мышления и исследовательских компетенций в первичном звене столичного здравоохранения.