ДТП, пожар, авария на производстве, взрыв бытового газа… Москва – слишком большой город, без происшествий не обходится. К сожалению, они случаются ежедневно, в том числе и происшествия с пострадавшими, которые нуждаются в экстренной госпитализации. Как организована экстренная помощь в столице?

— Сергей Андреевич, расскажите, пожалуйста, когда был создан ваш центр? Для решения каких задач он предназначался? В каких ситуациях сотрудникам вашего центра чаще всего приходится оказывать помощь?

— Наш центр был создан в декабре 1991 года приказом тогда еще Комитета здравоохранения города Москвы. Он появился даже раньше, чем был основан федеральный Центр медицины катастроф1

В тот момент основной задачей центра было решение проблем по ликвидации медицинских последствий при чрезвычайных ситуациях, а также их профилактика. В настоящее время круг проблем, которыми мы занимаемся, значительно расширился в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Мы, конечно же, занимаемся не только чрезвычайными ситуациями. У нас три режима работы: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, в котором мы находимся сейчас, начиная с 2020 года, то есть с пандемии COVID-19, и режим чрезвычайной ситуации. Основные наши задачи на сегодня — это прежде всего работа с людьми, ликвидация медицинских последствий при нештатных и чрезвычайных ситуациях, а подчас и их предупреждение, обучение населения навыкам оказания первой помощи.

СПЕЦИАЛИСТЫ ЦЭМП ЧАСТО ИМЕЮТ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ


Фото: ЦЭМП

Реанимационные и авиамедицинские бригады работают не только в черте города. Нередко приходится вылетать за пределы Москвы

— Как изменился центр за эти годы?

— Если в 1991 году у Центра медицины катастроф было всего лишь три выездные бригады, то сегодня у нас работают в круглосуточном режиме 15 бригад. В составе этих бригад обязательно задействован врач. Особенностью наших врачей является то, что они имеют допуск к медицинской деятельности не по одной медицинской специальности, а сразу по нескольким: скорая медицинская помощь, анестезиология-реаниматология и организация здравоохранения и общественное здоровье.

В состав этих 15 бригад входят три авиамедицинские бригады. Они дислоцированы в нашем центре. Эти бригады хоть и называются авиамедицинскими, но, как и другие бригады, работают на реанимобиле, если погода нелетная или небо над Москвой закрыто. Однако, как только поступает заявка на вылет и мы получаем разрешение на полет над городом, их задача — не теряя времени, подъехать к вертолетной площадке, перегрузить оборудование из автомобиля в санитарный вертолет и отправиться на вызов. С экономической и практической точки зрения это правильно: высококвалифицированные специалисты с дорогостоящей высокотехнологичной аппаратурой не простаивают в ожидании вылета, а спасают жизни людей. 


Фото: ЦЭМП

Если поступает заявка на вылет, бригада подъезжает к вертолетной площадке и перегружает оборудование из автомобиля в санитарный вертолет

— Ваши бригады должны иметь возможность быстрого подъезда к месту происшествия. Где же они дежурят?

— Они дислоцированы в разных частях города во всех флагманских центрах и на базах крупных многопрофильных стационаров, таких как ММКЦ «Коммунарка», ГКБ № 15 имени О. М. Филатова, ГКБ имени В. В. Вересаева и других, и находятся там в режиме ожидания. Однако их рабочий день начинается и заканчивается у нас в центре. Здесь выездной медицинский персонал бригад экстренного реагирования получает лекарственные препараты, проверяет медицинское оборудование, расписывается за табель прихода и ухода, переодевается и уезжает в точки дислокации. В случае необходимости, если, например, на Ленинградском шоссе произошло ДТП, мы отправляем нашу бригаду из ГКБ имени В. В. Вересаева, поскольку она находится ближе к месту происшествия. Диспетчеры нашего центра на связи с каждой бригадой, хорошо знают, где кто находится. За время работы они досконально изучили не только старые, но и новые территории Москвы, хорошо ориентируются в городе и, если целесообразно направить на вызов вертолет, посылают запрос на вылет.

Диспетчерская находится в нашем же здании. В ней круглосуточно дежурят четыре человека: старший врач смены и три диспетчера. Они взаимодействуют со всеми экстренными службами города Москвы, а также находятся в постоянном тесном контакте с Центром медицины катастроф Московской области, с сотрудниками станции скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы и Московской области. Не случайно же говорят о московской агломерации. Например, когда произошла трагедия в «Крокус Сити Холл», мы первыми получили информацию и поделились ею с коллегами из Подмосковья. В итоге два центра медицины катастроф работали рука об руку в четком взаимодействии, вместе решая все проблемы.

ПРИЕХАВШАЯ НА ВЫЗОВ БРИГАДА СОВМЕСТНО С ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБОЙ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ, КУДА ЭВАКУИРОВАТЬ ПОСТРАДАВШЕГО, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТРАВМ ИЛИ ЕГО СОСТОЯНИЯ ВЫБИРАЕТСЯ ПРОФИЛЬ СТАЦИОНАРА

— Каков алгоритм вызова бригады, оказывающей экстренную помощь и проводящей эвакуацию пострадавшего в стационар? 

— Наша диспетчерская имеет прямую связь со всеми чрезвычайными службами города. Здесь находится большой монитор аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», подключенный к многочисленным камерам, установленным в огромном количестве по всей Москве. Сюда стекается вся информация о ДТП и других чрезвычайных происшествиях в городе — обо всех несчастных случаях, требующих экстренного реагирования, связанных с пожаром, аварией газовой системы, техногенными катастрофами и т. д. Также мы встроены в систему «112», у нас прямая связь со Станцией скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова, Департаментом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, Главным управлением внутренних дел и другими службами чрезвычайного реагирования.

Система «Безопасный город» очень помогает нам в оценке ситуации. Благодаря ей диспетчер, получив тревожный звонок от свидетелей происшествия, может перепроверить слова очевидца, выведя на монитор изображение с той или иной камеры, понять, есть ли пострадавшие, нуждающиеся в экстренной помощи. До ее появления мы, узнав о ЧП, по максимуму направляли силы к месту происшествия. К примеру, получив сообщение о том, что грузовик врезался в автобусную остановку или на трассе столкнулись сразу шесть машин, предполагая, что там будет много пострадавших, мы вызывали туда несколько бригад, но на месте выяснялось, что остановка пуста, а водитель грузовика отделался легким испугом и при столкновении шести машин все целы, лишь железо помято. Сейчас, включив ближайшие к месту аварии камеры, мы можем в режиме реального времени удаленно оценить, есть ли необходимость посылать туда наших сотрудников, сколько человек нуждаются в помощи, и в соответствии с этим действовать.


Фото: ЦЭМП

Реанимационные мероприятия начинаются прямо в пути

— Кто принимает решение о том, что необходим выезд или вылет бригады экстренной помощи? 

— Решение о направлении нашей бригады принимается старшим врачом, либо мною как директором или моим заместителем. Приехавшая на вызов бригада совместно с диспетчерской службой принимает решение, куда эвакуировать пострадавшего, в зависимости от травм или его состояния выбирается профиль стационара. При выборе места учитывается наличие свободной операционной, выясняется, не заняты ли нужные специалисты и другие аспекты. Наши бригады госпитализируют пострадавших во флагманские центры и другие стационары, подведомственные Департаменту здравоохранения города Москвы, также мы работаем с федеральными медицинскими организациями Мин­здрава России и иными ведомственными медицинскими организациям Российской Федерации.

Информацию о пациенте, его диагнозе и состоянии диспетчеры нашего центра передают в стационар. Там уже знают примерное время, когда доставят пациента, собирают специалистов, которые будут им заниматься, готовят операционную к незамедлительному оказанию помощи больному или место в реанимационной палате.

МОСКВА СЕГОДНЯ РАСПОЛАГАЕТ 11 ВЕРТОЛЕТНЫМИ ПЛОЩАДКАМИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И РАБОТАЮТ В КРУГЛОСУТОЧНОМ РЕЖИМЕ

— Приходится ли вам заниматься эвакуацией детей? 

— Безусловно. Особенно часто мы вылетаем к детям в теплое время года, когда учащаются падения с высоты. Чаще всего виновниками таких падений становятся антимоскитные сетки, которые малыши принимают за прочную опору, на которую можно облокотиться.

С позапрошлого года наш центр подписал соглашение с Морозовской больницей о создании неонатологической реанимационной бригады. Суть ее заключается в том, что всех новорожденных, которые нуждаются в помощи врачей-неонатологов, наши бригады доставляют в неонатологический центр Морозовской больницы, где есть профильные специалисты и возможность выхаживать таких пациентов. Специфика работы этой бригады заключается в том, что она приезжает с оборудованием Морозовской больницы вместе со штатным неонатологом этой больницы, который одновременно является и нашим сотрудником. Этот высокопрофессиональный специалист подключает ребенка к жизнеобеспечивающему оборудованию и находится рядом со своим пациентом в период эвакуации. При госпитализации в Морозовскую ребенка уже не переключают к другим аппаратам. Это экономит время и повышает шансы на спасение малыша. 

Фото: ЦЭМП

Вертолет приземляется прямо на крышу больницы, где малыша уже ждут врачи

— Расскажите, пожалуйста, о ваших сотрудниках. Как много людей работает под вашим началом, кто они по образованию?

— В нашем центре 251 сотрудник. Из них 86 — специалисты с высшим медицинским образованием. Среди них много врачей, имеющих высшую категорию, доктора и кандидаты наук. 96 фельдшеров, имеющих среднее профессиональное образование. Одно из условий приема на работу в наш центр — стаж работы по специальности не менее 10 лет и наличие дополнительных сертификатов или аккредитации по тем специальностям, которые я перечислял выше. Если чего-то в образовании не хватает, то мы доучиваем наших специалистов, потому что, помимо оказания первой помощи, проведения реанимационных мероприятий и оказания скорой медицинской помощи, им приходится еще много заниматься организационной работой, как было, например, этой весной в «Крокус Сити Холл», когда им пришлось создавать эвакуационную петлю, устанавливать взаимодействие с экстренными службами Москвы и области. 

— Сколько вертолетов в вашем центре, где они базируются? 

— В нашем распоряжении находятся три вертолета. Два из них работают в полусуточном режиме, один в суточном. Первые два базируются в НИИ имени Н. В. Склифосовского и в ММКЦ «Коммунарка», третий — на аэродроме Остафьево. Впрочем, при необходимости мы можем менять места дислокации вертолетов. Это может быть Центр неотложной детской хирургии и травматологии, ДГКБ имени З. А. Башляевой или ГКБ № 15 имени
О. М. Филатова — любая медицинская организация системы здравоохранения города, где есть оборудованная вертолетная площадка. Москва сегодня располагает 11 такими площадками, которые имеют соответствующее оборудование и работают в круглосуточном режиме.

Эти вертолеты были закуплены для нашего Центра экстренной медицинской помощи, однако в связи с тем, что им требуется постоянное обслуживание, они были переданы на баланс в Московский авиационный центр Департамента гражданской обороны города. Они в этом деле профессионалы и, кроме профилактических осмотров и техобслуживания наших вертолетов, занимаются еще обучением и лицензированием пилотов.

— Как часто приходится поднимать вертолеты в небо?

— В среднем вертолет вылетает 2–4 раза за сутки. До пандемии коронавируса мы выполняли до 1000 вылетов в год, после пандемии их количество несколько снизилось, но сейчас мы выходим на доковидные показатели. Вылет вертолета стоит больших денег, поэтому мы нечасто их используем, только когда это целесо­образно, когда травма такова, что человек быстро теряет шансы выжить и надо максимально быстро доставить его в профильную медицинскую организацию. Ведь правило «золотого часа» никто не отменял. Иногда вызовы санавиации к нам поступают из службы скорой помощи, когда человек в состоянии клинической смерти, его надо срочно доставить в шок-центр, или у него осложненный инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, а дорожный трафик затруднен пробками. В этом случае бригада скорой принимает решение, что целесообразнее вызвать вертолет. 

Наши реанимационные и авиамедицинские бригады работают не только в черте города. Нередко приходится вылетать за пределы Москвы — в Подмосковье и близлежащие области: Владимирскую, Тульскую, Тверскую и т. д. Особенно часто — летом, когда многие выезжают на дачи, на природу и что-то случается, будь то травмы или заболевания, и приходится людей эвакуировать в ближайшие медорганизации. Тогда родственники могут написать заявление на имя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Алексея Ивановича Хрипуна с просьбой о переводе в московские стационары. Нам нередко приходится выполнять такие рейсы — перевозить пациентов либо на реанимобиле, либо на вертолете в профильные медицинские организации столицы. Вчера, например, наш вертолет вылетал в Рязань, а позавчера — в Калугу.

В РЕАНИМОБИЛЯХ ЦЭМП КРОМЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО НАБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ИМЕЕТСЯ БОЛЬШОЙ ЗАПАС ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА 25–50 ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ БОЛЬШОМУ ЧИСЛУ ПОСТРАДАВШИХ

— Каким оборудованием укомплектованы ваши вертолеты и автомобили?

— Все бригады у нас работают на реанимобилях, укомплектованных самым последним совершенным оборудованием. Это устройство автоматической компрессии, перфузор, различная дыхательная аппаратура. В нашем центре, например, была создана первая бригада ЭКМО (экстракорпоральной мембранной оксигенации), которая базируется в ГКБ № 52, что, безусловно, снизило смертность в городе от тяжелой острой дыхательной недостаточности.

По сути, реанимобиль — это реанимационная палата. Он полностью оправдывает свое название. Наши специалисты оказывают всю требуемую помощь, все необходимое для поддержания жизненных функций человека: обезболивание, восполнение кровопотери, поддержка функции дыхания — в зависимости от патологии. Как я уже сказал, мы немного переформатировались по сравнению с 1991 годом и уже вылетаем не только на ДТП или на пожар. Мы помогаем и соматическим больным: выезжаем/вылетаем к пациентам с тяжелыми инфарктами, инсультами — ко всем, кому требуется экстренная помощь. 

Помимо прочего, в наших реанимобилях кроме определенного набора лекарственных препаратов имеется большой запас перевязочных материалов на 25–50 человек для одновременного оказания помощи большому числу пострадавших. В этом заключается определенная специфика нашей работы. Если коллега со скорой оказывает помощь одному больному, то нашим специалистам подчас приходится помогать сразу нескольким пострадавшим. 


Фото: ЦЭМП

В вертолете есть место для двух лежачих крайне тяжелых больных


— Сколько человек в бригаде, как распределяются обязанности между ее членами, например, в случае серьезного ДТП с несколькими пострадавшими?

— В составе бригады — врач, фельдшер и водитель. Иногда бывает два врача, фельдшер и водитель, иногда врач и два фельдшера и водитель. Бригады полностью укомплектованы в соответствии с приказом Минздрава России № 388н от 20 июня 2013 года. 

Прибыв на место происшествия, врач первым делом берет на себя организационную функцию. То есть устанавливает взаимодействие с экстренными службами, определяет количество пострадавших и, соответственно, количество ресурсов, которые ему необходимы. Фельдшер начинает оказывать помощь, водитель тем временем не сидит за рулем, а ему помогает — передает средства, которые необходимы для оказания медицинской помощи: бинты, шины и так далее, если надо, то связывается с диспетчерской по рации. То есть бригада — это очень слаженный коллектив, четко взаимодействующий, где у каждого своя роль.

— Наверное, надо иметь стальные нервы, чтобы вот так изо дня в день работать.

— Да, поэтому коллектив у нас преимущественно мужской — не из-за гендерных предрассудков, а потому что мы считаем, что в наших сложных условиях должны работать мужчины с наиболее крепкой нервной системой, а также физически сильные. У нас можно уехать на работу утром, а вернуться домой через неделю, как, скажем, было в августе, когда наши сотрудники вышли на работу 6 августа, а вернулись через две недели. Женщинам, согласитесь, сложнее было бы так надолго отрываться от дома, от семьи. Да и мужчинам это не просто, не всем подходит, но у них нет выбора. И традиционно считается, что в экстренных ситуациях мужчина действует более логично, чем женщина, хотя не берусь судить об этом на все сто процентов. Иногда бывает наоборот: мужчины теряются, а женщины собираются. Это наглядно показала пандемия COVID-19.

— Сколько пострадавших вертолет может взять на борт за один рейс?

— Крайне тяжелых — двух. Либо мы можем забрать одного крайне тяжелого больного и двух пациентов средней тяжести, которых можно посадить. Лежачих мест два, так же как и оборудование рассчитано на двух крайне тяжелых больных. Собственно, именно так нередко и приходится перевозить сразу не одного пострадавшего, а двух или трех с места ДТП или двух крайне тяжелых пациентов, лежащих в одной подмосковной больнице, в московский стационар. Мы их забираем, если есть заявления от родственников, опекунов, либо в соответствии с решением ответственных лиц.


Фото: ЦЭМП

Для полетов над городом сегодня стало значительно меньше препятствий



К счастью, по сравнению с началом 2000-х годов стало значительно меньше препятствий для полетов над городом: рекламные растяжки и троллейбусную силовую сеть убрали. Раньше они создавали серьезную помеху для полетов санавиации.

Город развивается, становится безопаснее, и мы делаем все, чтобы в случае экстренной необходимости каждый получил своевременную и квалифицированную медицинскую помощь.