Современная поликлиника — это уникальная цифровая система, которая позволяет сделать медицинскую помощь более оперативной и доступной каждому москвичу. Цифровая система поликлиник — это телемедицина, система поддержки принятия врачебных решений, искусственный интеллект и электронные сервисы.


Цифровая трансформация

Сегодня никто не представляет жизнь без электронных устройств. Все мы пользуемся гаджетами, проверяем показатели своего здоровья в мобильном телефоне.

Цифровизация поликлиник длится уже больше 10 лет. Но до сих пор все помнят бумажные карты на полках медицинских кабинетов, бумажные рецепты и листки нетрудоспособности, бумажный паспорт участка, которые были не так давно. Наши пациенты в то время приходили в поликлинику в 7:00, чтобы занять очередь и записаться в бумажные журналы на консультацию к врачам-специалистам. Время не стоит на месте, и в последние годы ситуация в корне изменилась. В здравоохранении Москвы создаются электронные сервисы, ориентированные на потребности пациентов и врачей.

ЦИФРОВОЙ ОПЫТ МОСКВЫ УНИКАЛЕН. ЕМИАС — ОГРОМНАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОСИСТЕМА, ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПРОВАЙДЕРОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МИРЕ 

Сегодня в Москве внедрены и работают цифровые инструменты, которые понятны врачам и пациентам. Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) создана в интересах москвичей, но основной ее пользователь — врач. Электронная медицинская карта (ЭМК), приложение для записи на прием и прочие сервисы — это лишь верхушка айсберга, а его подводная часть — все, что Правительство Москвы сделало для того, чтобы поликлиника стала по-настоящему цифровой. Разработано множество цифровых решений, о которых пациенты даже не догадываются. Пересмотрены бизнес-процессы, внедрен аналитический инструментарий для руководителей. Единый цифровой контур включает не только медицинскую информацию о пациенте, но и полную информацию об организационных, финансовых, аналитических и учетных процессах организации. Системы и подсистемы (кадровый учет, расчет заработной платы, портал поставщиков и другие) взаимодействуют между собой. Проделана огромная работа, создана единая цифровая платформа здравоохранения Москвы — основа цифровой поликлиники, то, без чего работа в едином цифровом контуре невозможна. Цифровая поликлиника перевернула привычное представление о том, каким образом и где могут предоставляться услуги здравоохранения.

Рентген.jpg

Цифровые системы работают на благо наших пациентов и для удобства наших врачей. Фото: НИИОЗММ ДЗМ


Цифровые ресурсы в здравоохранении

В столице создана унифицированная платформа для проведения консультаций «врач–врач», разработано мобильное приложение для проведения телемедицинских консультаций «врач-пациент», которым пользуются более 295 тыс. москвичей, разработан набор цифровых инструментов, которые поддерживают принятие врачом клинических решений на каждом этапе диагностики и лечения. С применением инструментов системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) поставлено более 10 млн предварительных диагнозов. Разработаны и активно применяются алгоритмы искусственного интеллекта в лучевой диагностике, они помогают специалистам в ежедневной работе, значительно снижая количество неверных решений, страхуя врачей. Активно используется электронный сервис — чат-бот для передачи жалоб на свое самочувствие перед приемом врача (москвичи воспользовались сервисом более 1 млн раз), электронная запись на прием, автоматизированный кол-центр.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПОЛИКЛИНИКЕ СПОСОБСТВУЕТ ПЕРЕХОДУ К ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ С ПРОАКТИВНЫМ ПОДХОДОМ, ГДЕ ПАЦИЕНТУ ОТВОДИТСЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОЛЬ 

Электронная медицинская карта содержит данные о состоянии здоровья человека, информация структурирована и представлена в формате, доступном как врачу, так и самому пациенту в любой момент. В системе содержится более 143 млн электронных рецептов, более 329 млн протоколов осмотра врачей, более 319 млн результатов лабораторных исследований, более 3 млн результатов обследований в рамках диспансеризации, более 9 млн медицинских карт, к которым москвичи оформили доступ, более 15 млн карт вызовов скорой помощи, 14,5 млн электронных листков нетрудоспособности, более 51 млн протоколов инструментальных исследований.

Цифровизация затронула и внутреннюю работу поликлиник, незаметную для пациента, без которой невозможно оказание профессиональной медицинской помощи. Это система персонифицированного учета услуг ОМС, облачная бухгалтерия, контроль жизненного цикла эксплуатации медицинского оборудования, цифровой паспорт участка, цифровой паспорт поликлиники.

ЕМИАС — единое цифровое пространство Москвы. К ней подключены 45 взрослых поликлиник, 40 детских поликлиник, более 15 тыс. врачей, более 15 тыс. человек среднего медицинского персонала, более 12 млн пациентов. Обширная база данных, расположенная на единой цифровой платформе, помогла Москве оперативно справиться с пандемией, а регистр больных ковидом позволил иметь необходимые данные о пациентах в режиме реального времени.

Цифровизация, внедряемая в системе столичного здравоохранения, способствует повышению качества и доступности оказания медицинской помощи в первичном звене, непрерывности и преемственности оказываемых услуг, эффективности использования оборудования, лекарственных средств и других ресурсов системы здравоохранения.

Телемедицина.jpg

Цифровизация стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Фото: НИИОЗММ ДЗМ


Цифровизация и клиническое мышление

Цифровизация медицины стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Создаются и внедряются цифровые решения, ориентированные на потребности пациента и эффективность работы врачей. Сервисы продолжают совершенствоваться, но для того, чтобы поликлиника стала по-настоящему цифровой, необходим квалифицированный персонал, понимающий работу системы, обученный цифровой грамотности. Цифровой опыт Москвы уникален. ЕМИАС — огромная централизованная экосистема, один из крупнейших провайдеров медицинской помощи в мире.

Цифровые инструменты помогают, ускоряют работу, страхуют врача, повышают качество врачебных решений в целом. Благодаря прозрачности цифровых процессов мы видим все недостатки оказания медицинской помощи, имеем возможность анализировать и управлять процессами. Цифровая трансформация в поликлинике способствует переходу к персонифицированной модели с проактивным подходом, где пациенту отводится центральная роль.

Цифровые инновации по-разному воспринимаются медицинскими работниками. Назрела необходимость обучения врачей цифровым технологиям. Вместе с тем клиническое мышление врача никто не отменяет.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ МЕДИЦИНЫ — ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. ПРИ ЭТОМ ВАЖНО ПОНИМАТЬ, КАК НЕ ПЕРЕЙТИ ГРАНЬ, КОГДА ВРАЧ ПЕРЕСТАНЕТ ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО 

Телемедицина, система поддержки принятия врачебных решений, искусственный интеллект при анализе лучевых исследований, электронные сервисы и big data — объективная реальность сегодняшнего дня. Но при этом важно понимать, как не перейти грань, когда врач перестанет думать самостоятельно и будет полностью полагаться на искусственный интеллект. Цифровая поликлиника — это не просто цифровая среда с набором взаимосвязанных цифровых инструментов. Цифровая поликлиника — это прежде всего качественное мышление врача во благо наших пациентов и нашего города.

Выводы и предложения:

  • Считаем важным продолжить активно использовать цифровые инструменты в работе медицинского персонала.

  • Для наибольшей эффективности внедрения цифровых технологий необходимо обеспечить высокий уровень вовлеченности всех участников отрасли.

  • Предлагаем рассмотреть вопрос о включении в программы обучения курса по цифровым технологиям и их возможностям в здравоохранении.

  • Считаем нужным при приеме на работу молодых сотрудников проводить обучение по цифровым технологиям, а также проводить периодическую аттестацию врачей на знание ЕМИАС.

  • Предлагаем обсудить в профессиональном сообществе вопрос о возможности разработки критериев оценки качества принятых врачами решений, в том числе при помощи цифровых сервисов и систем поддержки принятия врачебных решений.