«Актуальная тема» – это статьи от экспертов столичного здравоохранения, в которых затрагиваются важные профессиональные темы, посвященные острым вопросам из ежедневной практики врачей различных направлений. Каждый месяц крупнейшее профессиональное сообщество «Врачи РФ» и НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента публикуют материалы на определенную тему. 

Тема этого месяца – «Роль врача-педиатра при работе с детьми из социально неблагополучных семей»

Борзакова Светлана Николаевна, заведующий организационно-методическим отделом по педиатрии Департамента здравоохранения города Москвы, рассказывает о значимости темы, возможностях и инструментах влияния специалистов в области детского здоровья на общее благополучие детей.

В Российской Федерации охрана здоровья детей относится к важнейшим направлениям государственной политики. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» устанавливает особый правовой статус несовершеннолетних, гарантируя им приоритетное оказание медицинской помощи независимо от социального статуса семьи. Эта норма отражает конституционные принципы защиты детства и соответствует международным обязательствам России в сфере защиты прав ребенка.

Основу правового регулирования составляют три ключевых документа:

1. Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», который закрепляет особый статус детского здоровья, приоритет профилактических мероприятий и доступность медицинской помощи для всех детей.

2. Семейный кодекс РФ, который запрещает любые формы жестокого обращения с детьми, устанавливает ответственность родителей, обязывает медицинских работников сообщать о случаях угрозы жизни/здоровью ребенка.

3. Регламент межведомственного взаимодействия (протокол Комиссии по делам несовершеннолетних № 04-15 от 25.11.2015), определяющий порядок обмена информацией между поликлиниками, больницами, образовательными учреждениями, органами опеки и Комиссией по делам несовершеннолетних.

 

Особое внимание законодатели уделяют раннему выявлению семейного неблагополучия, что требует от специалистов четкого понимания критериев оценки и алгоритмов действий. Эксперты выделяют четыре основные социальные категории семей, требующих особого внимания:

1.     Семьи в трудной жизненной ситуации характеризуются временными сложностями (потеря работы, развод, болезнь родителей), при этом безопасность ребенка не нарушается умышленно.

Основные признаки: временное ухудшение материального положения; конфликты в семье; психологические проблемы родителей.

2.     Семьи в социально опасном положении представляют непосредственную угрозу для ребенка.

Основные признаки: систематическое пьянство, наркомания родителей; жестокое обращение (физическое, психологическое, сексуальное насилие), антисанитарные условия проживания, вовлечение детей в преступную деятельность.

3.     Дети без попечения родителей по причинам: смерть родителей, лишение/ограничение родительских прав, отказ от ребенка, длительное отсутствия родителей

4.     Дети, нуждающиеся в государственной помощи, требуют поддержки при наличии инвалидности, тяжелых заболеваний, попадании в экстремальные условия.

   

Роль медицинских работников в выявлении социально неблагополучных семей

Медицинские организации выполняют основную функцию в раннем выявлении проблем. Их полномочия включают:

- в поликлиниках – при посещении на дому или на амбулаторном приеме:

- фиксация условий жизни ребенка, сведений о родителях, месте работы, семейном положении;

- ведение учета семей группы риска;

- консультирование по вопросам ухода и развития;

- контроль за проведением назначенной терапии.

в стационарах:

- мониторинг посещений родителей;

- выявление признаков насилия;

- контроль выполнения лечебных назначений.

 

В обязанности медицинских работников входит:

1.     При выявлении угрозы здоровью и жизни ребенка – сообщение в органы опеки, подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

2.     Документирование всех случаев травм и повреждений.

3.     Проведение профилактических осмотров несовершеннолетних с привлечением узких специалистов два раза в год.

4.     Участие в межведомственных консилиумах, организованных отделом социальной защиты населения (ОСЗН) и оценивающих эффективность индивидуальной профилактической работы с социально неблагополучными семьями.

 

Согласно Регламенту межведомственного взаимодействия в городе Москве, сотрудники отделов социальной защиты населения организуют работу по выявлению социально неблагополучных семей, включая проведение обследований условий жизни несовершеннолетних и их семей и составление акта обследования. Существуют три уровня реагирования на информацию о социальном неблагополучии ребенка:

1. Экстренный уровень активируется при непосредственной угрозе жизни: выезд комиссии (специалист семейного центра и инспектора по делам несовершеннолетних) в течение 1 часа; экстренная оценка безопасности; возможность немедленного изъятия ребенка.

2. Высокий уровень действует при наличии риска здоровью ребенка и отсутствии риска для жизни: обследование условий жизни в течение суток; разработка индивидуального плана помощи.

3. Текущий уровень предусматривает сбор дополнительных сведений о семье посредством телефонной связи в течение двух рабочих дней; при необходимости – отправка запросов по системе Электронного документооборота, в том числе в детскую городскую поликлинику, к которой прикреплен ребенок.

Несмотря на отлаженную систему, сохраняются серьезные проблемы.

1. Неисполнение родителями рекомендаций, в том числе медицинских: систематические нарушения режима лечения; отказы от профилактических мероприятий (вакцинация, профилактические осмотры).

2. Правовая незащищенность специалистов.

Все это требует дальнейшего развития системы правовой поддержки медицинских и социальных работников, а также совершенствование системы взаимодействия с родителями.

Заключение

Современная система защиты детства в России представляет собой комплексный механизм, объединяющий усилия медицинских, социальных и правоохранительных органов. Московская модель с ее четкими регламентами и трехступенчатой системой реагирования демонстрирует высокую эффективность. Однако для полноценной реализации принципов охраны детства необходимо дальнейшее совершенствование правовых механизмов и межведомственного взаимодействия.

Особое значение имеет развитие профилактического направления – раннее выявление семейного неблагополучия позволяет предотвратить тяжелые последствия для детей. Это требует не только совершенствования нормативной базы, но и повышения профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми и семьями.

Больше статей по проекту:

На сайте осуществляется обработка файлов cookie, необходимых для работы сайта, а также для анализа использования сайта и улучшения предоставляемых сервисов с использованием метрической программы Яндекс.Метрика. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие с использованием данных технологий

Подробнее